Семья как домашняя школа
Про семью

Семья как домашняя школа

Каждая семья по самому характеру своему — школа. Да она всегда и была школой. Семья нового типа в отличие от старой, за редкими исключениями, больше не в состоянии служить учреждением для передачи по наследству профессии и мировоззрения, не в состоянии даже обеспечивать воспитание подрастающего поколения личным примером старших с утра до ночи. Но она не перестала и не может перестать быть школой. Ибо без этого она перестала бы быть и семьей.

Все дело в том, какой школой

Каковы преподаваемые в ней предметы. Каковы взаимоотношения учеников и учителей. И каковы конечные результаты учения. Мы знаем, что учеба и производительный труд должны быть органически соединены между собой, оптимально сочетаться друг с другом. Нельзя подменять производительный труд одной лишь учебой. Нельзя выдавать учебу за производительный труд. Но нельзя и забывать, что учеба — особая разновидность умственного (и отчасти физического) труда, пусть непроизводительного, но очень важного — такого, без которого невозможен впоследствии и сам производительный труд.

Чтобы подготовить работника общественного производства, ныне в отличие от былых времен одной лишь «домашней школы» недостаточно. Требуются учебные заведения для всей детворы, для всей молодежи, да и для значительных контингентов взрослых тоже. Но, во-первых, никем и никогда не ставилась под сомнение необходимость возможно более тесного взаимодействия семьи и школы. Во-вторых, и за рамками естественно школьных занятий в семье остается достаточно простора для учебных занятий, крайне важных в процессе становления личности человека. Простора для еще одной разновидности труда семьей.

До последних времен взаимодействие семьи и школы приобретало зачастую довольно причудливые черты, весьма далекие от какого-либо оптимума. Каждый учитель – “предметник” всегда был искренне убежден, что его предмет — единственный на свете и представляет для этого школьника такой интерес, когда от уроков по нему невозможно оторваться с обеда и до ночи.

Соответственно испокон веков по каждому предмету давались и даются такие фантастические домашние задания, что для добросовестного выполнения всех их потребовалось бы несколько часов — еще один учебный день, точнее, учебная ночь. К тому же характер некоторых заданий таков, что требуется консультация с учителем. А поскольку учителя уже нет, на помощь приходит мама и папа, бабушка и дедушка, а кому повезло — еще и старший брат или сестра.

Получается возрождение былой «домашней школы», но отнюдь не в том виде, в каком хотелось бы ее видеть

Страдания отцов и детей, изнывающих над неразрешимыми задачками, дали множество богатых урожаев легкого хлеба для журнальных и эстрадных юмористов. У каждого из нас на памяти десятки сценок подобного рода. Правильнее было бы сказать, что обыгрываются страдания отцов, потому что дети при таком раскладе быстро соображают, что к чему, и становятся в позу любопытных наблюдателей: интересно, справится с заданием отец (мать, бабушка и т. д.) или нет?

Не пропустите  Распределение ролей в семье

А в последние годы в школе взяли моду; показухи ради, нагружать еще учеников заданиями по сооружению разных и никому не нужных поделок, причем опять-таки трудных для исполнения руками самого ученика, т. е. в явном расчете на коллективное «сотворчество» всех членов его семьи. И под страхом очередной «двойки» семья подключается к псевдоделу. Вряд ли можно согласиться с проповедниками «учебы без домашних заданий». Вообще-то в принципе возможна и такая учеба. Но зачем? Ведь домашнее задание — не только и не столько повторение пройденного с целью освежить в памяти на завтра.

Это прежде всего приучение человека к самостоятельной работе, к самостоятельному мышлению, без понукания преподавателя. Вот почему, если даже можно обойтись без домашних заданий, этого, на наш взгляд, ни в коем случае делать не следует. Но все — в свою меру. Не секрет, что сегодня объем домашних заданий значительно превышает рациональную меру. Надо полагать, что в ходе начатой реформы средней школы разум восторжествует, и домашние задания войдут наконец в разумную колею.

Это не значит, конечно, что после выполнения не столь продолжительных, как сегодня, домашних заданий учащиеся будут изнывать от безделья или предаваться бесчинствам. Нужно – читать художественную литературу, ходить в кино и в театр, в музеи и на выставки, заниматься любительским трудом, спортом, наконец, помогать родителям по хозяйству. Да мало ли дел?

И уж само собой, раз домашние задания предназначены для развития навыков самостоятельной работы, самостоятельного мышления, необходимо давать их таким образом, чтобы напрочь исключалось чье бы то ни было «соавторство». Спросить у папы или бабушки какое-то непонятное место —, пожалуйста. Попросить их проверить сделанное — тоже. Но решать вместе с ними задачки, писать их рукою (или скорее их умом-разумом) сочинения или упражнения, резать и клеить их руками всякие поделки — такое же вопиющее жульничество, самообман, как если бы папа и бабушка сдавали вместе со своим любимым чадом выпускные экзамены.

Надо полагать, школьная реформа со временем наведет здесь порядок. Иное дело — содержательная беседа с домашними, когда задания выполнены и портфель на завтра сложен. Вот здесь начинается подлинный «первый урок» современной «домашней школы» — коллективный умственный труд семьей.

Здесь можно задать вопрос, для чего нужны «иксы» и «игреки», в какой работе без них не обойтись

Верно ли, что физика важнее химии, или наоборот? Раз наследственность, то за что же меня ругать, что я такой легкомысленный? Почему все заладили: экология да экология. Кто из ученых прав: те, которые утверждают, что материки движутся на поверхности Земли, как льдины по воде, или те, кто возражает им, что поверхность Земли лишь вздымается и опускается «вздохами» помногу миллионов лет каждый?

Не пропустите  Как планировать бюджет в семье

Зачем учиться правильно, да еще красиво писать, если скоро будет пишущая машинка, способная печатать «с голоса» хозяина? Почему Пушкин — классик, а Веневитинов— нет? В чем разница между этикой и эстетикой? Правда ли, что надо всегда говорить то, что думаешь? И так далее.

Иными словами, здесь можно обсуждать вопросы, которые по разным причинам обычно обсуждаются не на уроках, а в компании сверстников. Кстати, одно не исключает другое. Напротив, польза двойная: после разумного домашнего собеседования понижается уровень глупого фанфаронства в школьной компании и укрепляется «духовное родство» между членами семьи. Взрослые же члены семьи после такого собеседования сами могут открыть для себя немало интересного, в том числе касающегося особенностей характера и мышления своих детей. Коллективный труд семьей может быть не обязательно связан со школьными заданиями.

Он может и даже должен выйти далеко за рамки школьной программы, расширяя кругозор и навыки подрастающего поколения. Назовем это «вторым уроком» современной «домашней школы». Разве плохо, например, если на таком «уроке»—скажем, за ужином — обсуждается книга, которую в школе не «проходят», но которую с интересом прочитали все члены семьи (или даже не все)? Или спектакль, фильм, выставка? Или газетная статья? Или какое-то событие на работе у папы, на службе у мамы, в институте у сына, в школе у дочери даже в детском саду у внука?

Разве не интересно, если обсуждаются вопросы о смысле жизни, критериях порядочности или границах мироздания?

Или показывается, как пришить пуговицу или починить выключатель, скроить самому себе брюки или сварить борщ, как лучше клеить обои или бинтовать руку? «Второй урок» очень многогранен, намного шире по диапазону, чем «первый», и не уступает ему по важности, каким бы пустяковым на первый взгляд любой его предмет ни казался. Это — органическая частица той школы жизни, которую каждый человек проходит всю свою жизнь, даже будучи на пенсии. Не забудем, что и тут польза не только для обучаемых.

Обучающие тоже «растут над собой» от урока к уроку, причем во многих отношениях, прямо с уроками не связанных. Как и все учителя.
Существует и «третий урок» современной «домашней школы». Впрочем, не только современной. Это — наше с вами поведение, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, прабабушки и прадедушки, тети и дяди. Наша сознательность и добропорядочность, наш такт и способность к сопереживанию, наша внимательность, заботливость и доброта. И многое другое. Этот «урок» — самый главный и самый результативный из всех.

Если в школе и на первых двух «уроках» после нее преподносится одно, а на третьем — нечто совершенно иное, то начинается сложнейший процесс переоценки ценностей. Иногда он выливается в негативизм, отрицающий преподанное на всех уроках, включая школьный. То же самое можно сказать и о других «уроках». «Домашняя школа» — это коллективный труд семьей. В принципе такой же, как и все прочие разновидности подобного труда. Главное — практически подкрепляются слова родителей о пользе трудолюбия.

Не пропустите  Семейные встречи. Совместное решение проблем

Сколько радости у всех домочадцев, когда общими усилиями в квартире наведен порядок, вымыты окна, натерт пол, наклеены обои и побелен потолок. Но тут важна последовательность. Как вы думаете, что произойдет в сознании человека, если он увидит, что только что вымытый пол затоптан грязными сапогами? Вряд ли следующий сеанс коллективного приведения в порядок квартиры пройдет с тем же энтузиазмом, что и первый.

А если подобный разнобой повторится, то квартире быть мерзостью запустения, сколько бы нотаций ни читалось на домашних собраниях. И еще один «урок домашней школы» — семейные советы. Что бы ни обсуждалось на них, но если обсуждается всерьез, а не «назидательности ради», конструктивно, с какими-то конкретными результатами для жизни семьи, то значение такого «урока» для молодежи трудно переоценить.

Тут и воспитание чувства собственного достоинства — если, конечно, к твоим словам прислушиваются, а не только вещают сами, грубо обрывая иных-прочих. Тут и образование привычки сначала подумать, потом сказать, имеющейся далеко не у всех. Здесь и обретение знаний, как подумать и что сделать в той или иной типичной житейской ситуации. Здесь и многое другое, не менее важное для всестороннего развития личности юного члена домашнего совета. Поэтому не пренебрегайте глаголом «посоветоваться». Он помогает оптимально решать многие жизненные проблемы. Хорошо воспитывает всех советующихся.

И вдобавок содействует сплочению семьи

А следовательно, ее благополучию и счастью. Мы мечтаем об обществе и строим общество, в котором труд превратится из средства к жизни в первую жизненную потребность каждого. Это касается всякого общественно полезного труда: умственного и физического (противоположность между ними постепенно исчезнет), высокотворческого и не особенно творческого, но необходимого для общества и вызывающего общественное признание, индивидуального и коллективного. Это труд на производстве и дома, с коллегами и семьей. Здесь вряд ли уместно рассматривать все стороны сложного комплекса вопросов.

Домашний труд — не только наследие проклятого прошлого, подлежащее изживанию средствами механизации и автоматизации домашнего хозяйства, точнее, оборудования современной городской квартиры. Это еще (если он справедливо организован коллективный, общий) и росток светлого будущего подлежащий всемерному развитию, поскольку он дает надлежащее нравственное и трудовое воспитание подрастающего поколения, способствует духовному возвышению взрослых членов семьи, содействует сплочению семьи, несет в себе заряд коллективизма, радости счастья.

Без дружного домашнего труда нет и быть не может по-настоящему счастливой семьи.

0

Автор

Приглашаем авторов. Отличная возможность для "пробы пера". Реализуйте свой талант на нашем сайте. Подробности на странице "Станьте нашим автором".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля