Пример родителей и среда обитания – важные факторы в воспитании детей
Что может быть важнее для родителей, чем воспитание своих детей?! Это святая и главная обязанность мам и пап, которые должны помнить об этом ежечасно.
В обществе очень распространено мнение, что на детских воспитательных учреждениях лежит большая ответственность за воспитание детей. Это ошибочное мнение: основное воспитание ребенок получает там, где он проводит большую часть своей детской жизни – в семье, рядом с родителями. Конечно, существенную роль играет и генетический фактор, как гласит поговорка про яблоню и яблочко или тезис, что гены – вещь упрямая.
Очень часто можно наблюдать, как у детей, родившихся от одних родителей, воспитывающихся в одинаковых условиях, проявляются прямо противоположные черты характера, привычки, манеры. Это сказывается наследственность, отрицательные проявления которой очень трудно поддаются перевоспитанию.
Если вспомнить историю дворянского аристократического воспитания, то можно смело утверждать, что именно домашнее воспитание в кругу семьи с помощью гувернеров и гувернанток давало блестящие результаты. Большинство образованных, талантливых, благородных людей эпохи аристократизма стали таковыми под воздействием домашней среды, под влиянием положительного примера своих родителей.
Они с младенчества не слышали сквернословия, нецензурной брани, не видели пьяных разборок и скандалов родителей. Подтверждением этого в художественной литературе являются «Капитанская дочка» Пушкина и ее герой Петр Гринев; Андрей Болконский и Пьер Безухов из «Войны и мира» Толстого и длинный ряд других литературных героев. Но и сами авторы этих шедевров получили прекрасное воспитание в своих семьях, как и другие великие творцы искусства и литературы. Среди них трудно было встретить непорядочного и бесчестного человека, ибо дворянская честь была превыше всего.
Крестьянские дети с малолетства воспитывались в труде. В семьях, где трезвые, работящие родители неустанно трудились в своем хозяйстве, вырастали такие же трудолюбивые, крепкие хозяева, не желавшие жить в бедности и нищете. Яркий пример – семьи кулаков, где дети с ранних лет чувствовали себя ответственными за свою землю, дом и семью, вырастали непьющими хорошими семьянинами и хозяевами. А в семьях, где дети видели ленивых, пьющих родителей, не думающих о завтрашнем дне, не вырастало хорошее поколение. Ярким свидетельством этого является пронзительный рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки».
Если говорить о среде обитания в широком смысле, то можно привести много примеров, как дурное окружение губительно действует на несовершеннолетних подростков, калечит их физически и духовно. Конечно же, в наше время огромную роль в формировании детского мировоззрения играют телевидение и интернет. Они тоже являются своего рода средой обитания: во многих семьях сейчас буквально ведется борьба с детской интернетзависимостью и игроманией.
К сожалению, и многие родители, выросшие из 90-х, являют собой образцы бездуховности, низкой культуры и безнравственности. Как часто можно наблюдать, как молодая мама ругает ребенка, обзывая его «дрянью, сволочью» и другими еще более нелицеприятными словами. Папа осыпает девочку нецензурной бранью за то, что она откатилась на велосипеде на несколько метров вперед: это он так проявляет свое беспокойство за ее безопасность.
Семейная пара, идущая с двумя детьми, общается друг с другом исключительно на языке мата. На перроне в ожидании электрички томится юная мать, на груди у нее в рюкзачке крохотное дитя, повернутое личиком к маме. А она дышит ему в это личико сигаретным дымом, рядом с ней еще ребенок – девочка лет 4-х. Сердце обливается кровью, глядя на эту картину. Что вынесут эти дети из детства, находясь в такой среде, нетрудно догадаться. Дорогие будущие и настоящие родители, помните, что ваш пример поведения и взаимоотношения в семье – основа поведения ваших детей!
Насущные вопросы в воспитании детей, вы можете обсудить на “Комфортном семейном форуме”.